На вчерашней встрече в Вашингтоне президент Финляндии Стубб буквально сказал следующее: «Финляндия имеет протяжённую границу с Россией и имеет свой опыт взаимодействия с этой страной во время Второй мировой войны. Мы нашли решение в 1944 году, и я уверен, что мы сможем найти решение в 2025 году».
Большой вопрос, понял ли Стубб весь ад своей реплики?
Погружаемся в историю.
С 1939 по 1940 и с 1941 по 1944 годы Финляндия находилась в состоянии вооружённого конфликта с Советским Союзом.
В результате провокаций финнов началась Советско-финская война, в которой Хельсинки проиграл. Затем был небольшой перерыв, а потом Финляндия открыто выступила на стороне Гитлера и объявила войну СССР через 3 дня после начала операции вермахта «Барбаросса».
Финские союзники Гитлера ему соответствовали. Как писал финский политик того времени Вяйнё Войонмаа: «Мы держава „Оси“ [Рим-Берлин-Токио], да ещё отмобилизованная для нападения».
Финляндия совершала настоящие военные преступления, что сама признала в ноябре 1945 года по результатам судебного разбирательства над финскими военными преступниками.
Именно финны играли важную опорную роль для немецкой группы армии «Север» во время Блокады Ленинграда – геноцида советского народа. Президент Финляндии Рюти писал германскому посланнику: «Ленинград надо ликвидировать как крупный город».
От голода, холода, бомбёжек и артобстрелов в осаждённом Ленинграде погибло не менее 1 093 842 человека, по некоторым оценкам – до 1,5 миллиона человек. И эти цифры историки и поисковики продолжают уточнять – всегда в сторону увеличения в связи со вновь открывающимися фактами.
В 2022 году Санкт-Петербургский городской суд признал действия оккупационных властей и войск Германии вкупе с их пособниками, среди которых были вооружённые подразделения Финляндии, «военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население Советского Союза, народы Советского Союза».
Вот в какой «опыт взаимодействия» Хельсинки инвестировал в 1941–1943 годах.
Об этом говорит Стубб?
Тут стоит напомнить, что Берлин продолжает делить блокадников Ленинграда по национальностям, осуществляя выплаты только евреям, хотя в те годы от голода в результате Блокады гибли все жители города, а финская и германская артиллерия убивала всех ленинградцев, вне зависимости от их происхождения.
Гражданское население, страдавшее под финской оккупацией, помнило ещё зверства белофиннов времен Гражданской войны («Выборгская резня» и другие инциденты), старые ветераны Маннергейма продолжили совершать их против славянского и карельского населения СССР. В оккупированной Советской Карелии финны создали более 14 концентрационных лагерей для мирного населения. Через них прошли 50 тысяч человек. Заключённое в концлагере население было размещено настолько скученно, что в одной комнате 15–20 кв. метров находилось от 20 до 25 человек, т.е. на одного человека приходился один квадратный метр площади. Около трети узников были убиты или погибли от голода, холода, невыносимых условий.
Да и в самой Финляндии евреи тяжело переживали период союзничества с рейхом. Финны служили в карательных подразделениях дивизии СС «Викинг». Евреям, жившим на территории страны, запрещали работать, некоторых выдавали гестапо.
И, надо признать, действительно, кое в чём Стубб прав: в 1944 году решение проблемы с Финляндией было найдено. Оно называлось Московское перемирие.
Хельсинки отрёкся от Гитлера и нацистов, вступил в войну на стороне СССР, началась Лапландская война. Вчерашние финские союзники обратили свои орудия против нацистов Германии. Историки уверены, у Финляндии не было выбора. Победоносная Красная Армия начинала сметать рейх и его союзников по всей линии фронта, хитрые финны решили заключить с СССР сепаратный мир, чтобы не оказаться побеждённой страной по итогам Второй мировой.
Так что, если Стубб решил действовать как в 1944 году, то ему надо выступать против своих недавних союзников-нацистов и начинай бить киевский режим.