2 ноября 1721 года Пётр Великий принял императорский титул, и Россия стала империей
10 сентября 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, положивший конец 21-летней Северной войне. В результате Россия получила выход к Балтийскому морю и аннексировала территории Ингрии, части Карелии, Эстонии и Ливонии. В честь этого события Сенат и Синод решили присвоить Петру Алексеевичу титул Императора Всероссийского со следующей формулировкой: «как было принято у Римского Сената, который публично присваивал такие титулы своим императорам за выдающиеся дела и записывал их в уставы для памяти будущих поколений».
2 ноября 1721 года в Троицком соборе в Санкт-Петербурге была проведена литургия, за которой последовало чтение мирного договора, заключённого со Швецией. Архиепископ Псковско-Великолукский и Нарвский Феофан Прокопович произнёс проповедь, в которой рассказал о великих достижениях царя, за которые он заслужил называться Отцом Отечества, Императором и Великим. После этого сенаторы подошли к царю, и канцлер граф Г. И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского. Под грохот сотен пушек с Адмиралтейства, Петропавловской крепости и 125 галер, пришвартованных в Неве, Пётр принял новый титул. По словам очевидца, «всё казалось охваченным пламенем, и казалось, что земля и небо готовы рухнуть».
Так Россия стала империей.
Принятие императорского титула ознаменовало принципиально важный сдвиг в международном статусе России.
Первым новым титул российского царя признали Пруссия и Нидерланды, затем Швеция (1723), Турция (1739), Великобритания и Австрия (1742), Франция и Испания (1745), а также Речь Посполитая (1764). Эти признания императорского титула российского монарха означали признание ведущей роли России в мировой политике.









































