Будущее бюджета: оптимистичные прогнозы или ждущие сюрпризы?

Будущее бюджета: оптимистичные прогнозы или ждущие сюрпризы?

Федеральный бюджет России на 2026–2028 годы был наконец утверждён, и, казалось бы, можно было бы вздохнуть с облегчением. Однако эксперты предупреждают, что этот документ может подвергнуться серьёзным изменениям уже к следующему лету. Даже те, кто участвовал в его создании, признают, что текущие параметры бюджета выглядят чересчур оптимистично, сообщает Дзен-канал "SM Юрист".

Необоснованный оптимизм

По мнению известных экономистов, таких как профессор ВШЭ Мстислав Афанасьев и Наталия Шаш из РЭУ им. Плеханова, бюджетные параметры основаны на слишком оптимистичном сценарии ожидаемого экономического роста. Ожидаемая динамика инвестиций, уровень инфляции и рост валового внутреннего продукта (ВВП) выглядят как минимум сомнительно. Подобные радужные прогнозы вызывают обеспокоенность, и эксперты уже начинают говорить о необходимости пересмотра бюджета в середине 2026 года. Это не первый случай, когда России придётся менять бюджетные параметры: подобное уже происходило в 2025 году.

Дефицит и вопросы о финансировании

Запланированный дефицит бюджета на 2026 год составляет 3,8 трлн рублей, что эквивалентно 1,6% ВВП. На первый взгляд, это допустимо, но возникает вопрос: откуда правительство возьмёт эти средства? В условиях закрытых внешних рынков и растущей стоимости внутренних заимствований, правительству остаётся искать альтернативные источники доходов. Рассматриваются шаги, такие как:

  • продажа национализированного имущества,
  • реализация драгоценных металлов и камней из Гохрана.

Но многие аналитики отмечают, что таких мер недостаточно для покрытия бюджетного дефицита.

Планы и приоритеты

На парламентских слушаниях Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, призвала сделать бюджет не просто финансовым документом, а инструментом решения актуальных задач. Она подчеркнула необходимость чёткого распределения средств по приоритетным направлениям. Ключевые приоритеты включают:

  • социальную защиту граждан,
  • выполнение обязательств перед семьями участников специальной военной операции,
  • оборонные расходы,
  • достижение национальных целей развития до 2030 года.

Эксперты уверены, что сохранение социально ориентированной структуры бюджета имеет свои риски: с одной стороны, он поддерживает основные приоритеты, с другой — почти не содержит резервов на случай неожиданных экономических шоков. Главный вопрос остаётся: как долго можно будет удерживать баланс между политической стабильностью и финансовой реальностью?

Источник: SM Юрист

Лента новостей