Бывает, заходишь в магазин «только за хлебом», а выходишь с полными пакетами всего другого. Зачем понадобились три упаковки печенья и пара лишних гелей для душа? Признаемся, многим знакома такая ситуация.
Разумеется, виноваты не покупатели, а тщательно продуманные маркетинговые стратегии супермаркетов. Они используют наши слабости, чтобы побудить к лишним расходам.
Покупки часто выходят не только из необходимости, но и стремления к эмоциям: радости, отвлечению от проблем, иногда — попытке справиться со стрессом. В итоге каждой такой покупке сопутствует чувство вины за неоправданные расходы.
Однако контролировать свои покупки вполне возможно.
Импульсивные расходы: причины и механизмы
Импульсивные покупки — это те, которые осуществляются без предварительного планирования. И здесь не стоит винить себя: производители опытно используют ряд эффектных приемов:
- Запах свежей выпечки или кофе прямо у входа создает атмосферу уюта и снижает самоконтроль.
- Яркие упаковки и выгодные предложения на уровне глаз привлекают внимание и вызывают желание попробовать что-то новенькое.
- Акции «купи три по цене двух» или «только сегодня» создают иллюзию экономии.
- Спокойная музыка в магазине помогает расслабиться, в результате чего покупатели чаще «блуждают» и добавляют в корзину больше товаров.
- Усталость, привычки и плохое настроение также влияют на вероятность совершения незапланированных покупок.
Шаги к разумным покупкам
Разумные покупки не предполагают строгой экономики, а лишь умение приобретать действительно нужные вещи. Вот несколько шагов к контролю над вашими тратами: